Время от времени меня спрашивают, придерживаюсь ли я каких-либо своих выработанных со временем правил, есть ли у меня какая-нибудь пошаговая методика, помогающая в написании текстов для сайта. Да, у меня есть собственная схема работы, которой в той или иной степени я стараюсь придерживаться.

1. Я собираю информацию из различных блогов и журналов, на которые я подписан

Как эксперт (или человек, который хочет им стать) в своей области, я должен знать обо всем, что происходит в маркетинговой индустрии, поэтому и вам также не помешает быть в курсе происходящего. Плюс, после прочтения множества статей у меня в голове рождаются идеи для написания своих собственных.

Весь огромный объем информации, получаемой из блогов и журналов, на которые я подписан, сортируется с помощью специализированного софта по папкам, для удобства дальнейшего их прочтения. После чего я фильтрую сообщения по ключевым словам, исходя из того, о чем я хочу написать.

Что касается электронной почты, то все подписки фильтруются и попадают в общую папку (т. е. почта попадает в определенную папку, в соответствии с содержимым, а затем копия каждого сообщения помещается в общую папку, при этом фильтрация применяется в обоих случаях). Именно в общей папке я совершаю поиск по определенным ключевым словам (различные темы, идеи, события и т. д.), в зависимости от того, о чем я хочу написать

2. Я создаю костяк будущей статьи.

Чтобы создать набросок статьи, я записываю ключевые слова и фразы, представляющие фразы, абзацы и пункты будущей статьи, а также темы, которые я бы хотел раскрыть.

Этот способ позволяет мне без усилий определить состояние статьи и, при необходимости, отредактировать ее, поменяв некоторые пункты местами. Как вы знаете, некоторые пункты в статье смотрятся лучше, если находятся в определенном месте, и набросок позволяет мне оценить положение этих пунктов еще до написания непосредственно статьи.

Записывать ключевые слова и затем превращать их в целые абзацы – наиболее простой способ написания статьи для меня. Однако этот способ может подойти не всем. И, тем не менее, ключевые слова и фразы, написанные в определенном порядке, помогают мне без особых усилий оценить целостность будущей статьи.

Создание наброска я разбиваю на три основные стадии:

• Вступление.

• Основное содержимое статьи.

• Заключение.

Немного подробнее об этих стадиях.

a) Вступление

Я начинаю вступление с подготовки читателя к предмету обсуждения статьи, а затем плавно перехожу к основному содержимому, вместо того, чтобы выплескивать его на читателя. (Создание заголовков я оставляю напоследок.)

Такой способ построения вступления я использую при написании рекламных текстов на своих сайтах. Ключевой момент здесь: использовать вступление таким образом, чтобы посетитель сайта захотел прочитать статью целиком.

b) Основное содержимое статьи

После вступления я приступаю к написанию основной части статьи (обычно я разбиваю ее на три ключевые части и всегда использую для каждой части подзаголовки). Обычно, чтобы развить тему статьи, я прибегаю к помощи моих пяти верных помощников. Моя цель – ответить на вопросы: кто? что? почему? где? и, наконец, когда?

Надо отметить, что один пункт может быть не целиком посвящен отдельному вопросу. Вопрос можно дополнительно раскрыть в других местах статьи, там, где это будет лучше восприниматься читателем. Но перед тем как закончить написание тела статьи, я обязательно убеждаюсь, что раскрыл все (ну, или почти все) вопросы.

c) Заключение

В заключении подводится, собственно, итог всей статьи, своеобразная «мораль повествования», «итоговый анализ», резюме, в котором читателю дается некий совет практического характера или задается вопрос, над которым читателю следует задуматься, либо же это может быть какое-нибудь интригующее сообщение, которое, возможно, повлечет за собой следующую статью.

Для редактирования текста я использую TextPad. (Я никогда не пишу статьи прямо на странице блога, т. к. внезапный сбой может повлечь за собой потерю всего написанного. Я также не использую ни Microsoft Word и т.п., поскольку при копировании оттуда текст статьи, копируется и созданный данной программой «мусор».)

Использую я TextPad уже много лет. Выглядит он как «прокачанный» Блокнот. Среди его функций есть проверка орфографии с множеством предустановок; возможность управления файлами; встроенная таблица символов и т. д. Есть даже поддержка HTML тегов и раздельных окон на случай написания различных частей статьи в одно и то же время. Еще с его помощью я могу ограничивать длину предложений: приблизительно по 65 символов в каждом, что является оптимальным вариантом для меня.

3. А затем я просто начинаю писать

Я временно отключаю своего внутреннего критика и начинаю писать, писать без перерывов, не останавливаясь, даже, чтобы прочитать написанное. Я просто пишу! А когда все готово, перечитываю все, что написал и исправляю стилистические и грамматические ошибки, конечно, не без помощи TextPad.
Иногда я стираю целые предложения и заменяю их новыми. Могу переписать целый абзац, если чувствую, что он недостаточно хорош. Меняю местами некоторые части статьи, если так она будет лучше выглядеть. (И, кстати, после написания некоторой части статьи я обычно поправляю набросок.)

И после всего вышеперечисленного, наконец, выходит готовый продукт.

Что касается того, как часто я пишу статьи: пишу я постоянно. Я часто заготавливаю громадное количество набросков будущих статей впрок.

В качестве почтового клиента я использую Mozilla Thunderbird от Firefox. Его замечательной особенностью является то, что я могу создавать «временные» фильтры. Статьи из электронных журналов, присылаемые мне по электронной почте, распределяются по временным папкам, чтобы позже я мог найти среди них необходимые темы для написания своей статьи.

Плюс ко всему я постоянно ношу с собой небольшой диктофон (мобильный телефон или карманный компьютер тоже могут сгодиться). И время от времени с его помощью записываю некоторые возникающие в голове мысли.

Приведу пример: я направляюсь на встречу с моим клиентом, при этом в машине включено радио и я слушаю новости. И вдруг — бах! В голове возникает идея. Я тут же ее надиктовываю, и затем использую как основу для статьи или записи в блоге.

4. Редактирую, редактирую и еще раз редактирую

При возможности я даю прочитать статью своей жене, друзьям или коллегам. Часто они замечают то, что я упустил из виду. Нередко я допускаю совершенно глупые ошибки, однако не замечаю их из-за того, что читаю свою статью так же спешно, как и пишу ее.

Поэтому для меня лучшим методом вычитки статьи остается неторопливое чтение ее вслух. И если во время чтения я замечаю, что моя речь замедляется и становится не совсем внятной или некоторая часть статьи не очень хорошо звучит, то я понимаю, что это место надо переписать.

Я провожу за своим компьютером от 10 до 15 часов в день. Как я уже говорил, я много читаю и пишу. Я впитываю информацию из Интернета, как губка. Верите вы или нет, но сбор информации в Интернете является для меня своеобразным творческим процессом.

Я не люблю, когда меня называют экспертом или гуру. В действительности я не более чем вечный студент. Я много читаю, и мне просто нравятся новые веяния и идеи. Но чтобы преуспеть в своем деле, мне приходится перелопачивать множество источников. Обычно я получаю по подписке около 600–700 различных статей и заметок в день (и я не шучу, это действительно так!), из них две трети касаются сферы копирайтинга, маркетинга, интернет-маркетинга, и сферы продаж.

Творческий подход к делу – самый выдающийся мой талант. И для меня как для копирайтера и консультанта по маркетингу, эта особенность очень важна. А при написании статей без нее, как без воздуха. Мне всегда нравится писать о том, что еще не освещалось другими людьми или освещалось, но недостаточно. (Вы ведь тоже знаете, что Интернет наполнен незначительно отличающимся, повторяющимся контентом, который передирается одними сайтами с других.)

Однако это не значит, что писать всегда нужно только о чем-то совершенно новом, всегда можно в своей статье или блоге поделиться мыслью на уже освещавшуюся кем-то тему.

И никогда не забывайте о возможности придумать что-то свое.