Слово «сатьяграха» образовано от двух санскритских слов Satya и Agraha, и может быть приблизительно переведено как «упорство в истине».

Тактика сатьяграхи была разработана Мохандасом Ганди во время борьбы Индии за независимость от англичан и представляла собой форму гражданского неповиновения.

Ганди верил, что правда может быть эффективным оружием в борьбе с захватчиком. Также он был уверен, что эта тактика поможет Индии обрести поддержку в лице остального мира. И история показывает, что Ганди был прав в своих убеждениях.

Молодой американский чернокожий министр заинтересовался историей борьбы Ганди за независимость и остался весьма впечатлен его идеями. Позже он использовал идею сатьяграхи для отстаивания прав чернокожих в США. Звали этого министра Мартин Лютер Кинг.

И в случае с борьбой Ганди за независимость, и во время борьбы Мартина Лютера Кинга за права чернокожих, по всему миру люди поддержали инициативу борьбы. Упорное неповиновение безо всякого проявления насилия перед лицом противника, не гнушающегося это самое насилие применять, сильно взбудоражило людей по всему миру. Многие страны поддержали борцов за свободу, и, в конечном счете, оказали на угнетателей давление, которого те не смогли выдержать. Правосудие восторжествовало.

Такие переломные моменты истории показывают, что в человеке заложено понимание того, что является правильным и справедливым.

Все это к чему: после того, как я попал в аварию, я обнаружил, что мой мозг может связывать различные, казалось бы, несовместимые вещи. Например, я понял, что принцип сатьяграхи может быть с успехом применен и в сфере маркетинга.

В наше время – время величайшего разнообразия средств взаимодействия с клиентом и непрекращающейся борьбы за его внимание…

…Жесткая, бескомпромиссная правда имеет огромную силу в сфере привлечения внимания клиента.

Один из отцов-основателей прямого маркетинга построил на одном этом факте целую карьеру.

Человека этого звали Джон Пауэрс и, возможно, это был первый в истории удаленный копирайтер, пишущий на заказ. В 1880 Пауэрс в качестве удаленного копирайтера зарабатывал по 100 долларов в день. По тем временам это была огромная сумма. А его рекламные тексты привлекали большое внимание. Но как он этого добился?

Это был золотой век рекламного бизнеса. Промышленная революция захватывала мир. Появлялись все новые и новые приспособления, облегчающие труд человека и приносящие комфорт в повседневную жизнь. В это время Джоном Ванмейкером был придуман принцип универмага.

Уже к концу XIX века газеты и журналы были под завязку набиты рекламой, а между рекламодателями развернулась настоящая гонка вооружений: каждый рекламодатель хотел нарастить свою мощь и утвердиться (часто за счет пускания людям пыли в глаза) на рекламном поприще.

В то время метод Пауэрса – Говорить Правду – был настолько необычен, что мог запросто шокировать.

Один из его заголовков гласил: «У нас на складе осталась куча гнилого шелка, от которого мы хотели бы избавиться». Или вот еще одно из его объявлений: «Мы обанкротились. Наш долг на 125,000 долларов превышает наш бюджет. Это означает, что у нас будут проблемы с кредиторами. Но если вы придете завтра и раскупите залежавшийся товар, у нас появятся деньги, чтобы расплатиться с ними. В ином случае, нам придется покинуть этот бизнес».

Горькая правда заключается в том, что большинство продавцов бессовестно лгут. И как-то так вышло, что такое положение вещей стало естественным. Просто способом, при помощи которого продавцы ведут свои дела.

Будучи довольно сообразительными, эти мошенники знают, чего хочет покупатель, и коверкают правду, чтобы преподнести ее в таком виде клиентам. И самое печальное, что в большинстве случаев это работает, по крайней мере, какое-то время. И еще хуже, что в итоге теряется доверие клиента. И к честным продавцам начинают относиться, как к жуликам. Каждый остается в проигрыше.

А выход, разумеется, есть: Говорить Правду. Мошенники и лжецы грамотно скрывают свою ложь. Но только правда может помочь вам завоевать доверие людей и выдержать испытание временем.

Да начнется борьба за правду

Ниже приведены несколько практических советов, которые помогут вам избежать неприятных ситуаций, привлечь к себе внимание и заслужить доверие в современном безумном мире рекламы.

Сделайте ваш бизнес достаточно прозрачным. Не скрывайте от своих клиентов правила, по которым работает ваш бизнес. Не скрывайте ничего, ни хороших, ни плохих его сторон. Если уж говорить правду совсем невыгодно, исправьте это. Правда нынче – товар редкий. Воспринимайте ее как своеобразное оружие в борьбе с конкурентами.

Откройте свои истинные мотивы и намерения. Объясните людям, с какой целью вы создаете свой продукт, почему на него установлены именно такие цены, и почему клиентам надо воспользоваться вашими услугами как можно скорее. Не бойтесь открыться людям. От сделки должны выигрывать обе стороны.

Избегайте слишком назойливой рекламы. Есть большая разница между честностью и искренним энтузиазмом с одной стороны и ворохом безосновательных утверждений и хвастовства – с другой. И если первый вариант (при наличии хотя бы толики здравого смысла) поможет вам завоевать доверие, то второй потребует от вас постоянной лжи клиентам.

И, как мы все знаем, рано или поздно бизнес, основанный на лжи, рассыплется, подобно карточному домику. И если ваше сердце не начинает биться учащенно при мысли о том, какую пользу принесет вашему клиенту ваш продукт или ваши услуги, то самое время поработать над этим.

Мир коммерции основывается на взаимоотношениях. И если вы будете использовать в своей работе принцип сатьяграхи, т. е. открыто признавать свои недостатки, не будете скрывать слабые места как поставщика товаров или услуг (причем делать это как можно более ярко и интересно), то быстро завоюете доверие и привязанность клиента.

А можно ли придумать более действенный способ избежать препятствий на пути к новому клиенту?