Телефонные разговоры – способ общения, который на сегодняшний день можно назвать вымирающим. Исследования американского центра «Pew Research» говорят о том, что количество отправляемых в США текстовых сообщений увеличилось с 14 млрд за месяц в 2000 году до 188 млрд в 2010 году. При этом не наблюдается никакой тенденции к спаду. В основном рост отправляемых SMS обусловлен благодаря молодежи, но также следует отметить тот факт, что владельцы сотовых телефонов стали меньше звонить.

В среднем американцы в возрасте 18–29 лет получают и отправляют примерно 88 SMS и производят 17 телефонных звонков в день. Количество всех вызовов уменьшается с возрастом, однако даже если взять группу людей от 65 лет, то количество SMS все равно преобладает над звонками: 4,7 текстовых сообщений и 3,8 звонков. «TIME Mobility Poll» не так давно производила опрос, в котором 32% респондентов ответили, что отдадут предпочтение SMS даже при общении с людьми, которых хорошо знают. Текстовыми сообщениями также пользуются при общении с коллегами по работе, которые чаще всего не являются друзьями. «Больше не трачу время на болтовню по телефону» – описал бизнес-привлекательность SMS один из респондентов.

Специалисты в области возрастной психологии, которые изучают влияние общения посредством текстовых сообщений, больше всего беспокоятся о подростках, и обусловлено это двумя основными причинами: они еще недостаточно разборчивы в использовании технологий и из-за не полностью сформированных навыков межличностного общения. К примеру, у взрослых людей, которые имели социальный опыт, при котором к ним в руки впервые попал мобильный гаджет, умеющий передавать SMS, мог ухудшиться навык живого общения, однако в действительности ничего подобного не происходило, поскольку он был хорошо усвоен. Но с молодыми людьми все иначе.

Одним из главных исследователей, которые специализируются на изучении влияния общения посредством текстовых сообщений на развитие навыков межличностной коммуникации, является Шерри Теркл. Она верит, что благодаря общению с другими людьми ребенок учится общаться с собой, то есть думать, анализировать себя, делать выводы. Теркл утверждает, что данный навык является основой всего развития. На примере SMS-извинения (как она сама это называет – печатание «Извини» и кнопка «Отправить») профессор показывает, что мы теряем, когда отдаем предпочтение набору текста вместо беседы. При визуальном контакте полноценное извинение означает – «я тебя обидел, осознаю это, мне нужно посмотреть в твои глаза» – говорит Теркл. «Да, ты видишь, что сделал мне неприятно, и это уже будет своеобразным искуплением». Исходя из этого, можно увидеть, что извинение состоит из нескольких шагов, однако при отправке СМС мы их пропускаем. Конечно, когда мы просим прощения во время телефонной беседы, визуального контакта не происходит, но собеседник слышит голос, который способен передать чувство обиды и раскаяния.

В подобных ситуациях текстовое сообщение привлекает тем, что это менее болезненно, а ведь в извинении это очень важно. «Запутанность и сложность нашего общения становятся ненастоящими», – утверждает профессор. А для хороших взаимоотношений эти вещи являются основой.

Перед людьми, которые привыкли общаться посредством текстовых SMS, возникает серьезная проблема: они могу навредить текущим отношениям и существенно ограничить возможности для новых отношений, поскольку опыта в восприятии невербальных знаков они не получают. Именно поэтому мы можем легко обмануть маленького ребенка – они еще не могут интерпретировать выражение лица и интонацию. Только благодаря опыту мы начинаем понимать всю сложность общения с людьми. Если не приобрести эти навыки должным образом, то попасть в реальный мир, где приходится общаться с настоящими людьми, может быть весьма страшно. «Я общалась с подростками, и они рассказали мне, чего боятся в разговоре», – говорит Теркл. Один восемнадцатилетний подросток сказал: «Я хочу научиться общаться вживую, но определенно не в данный момент».

Взрослые люди достаточно редко начинают бояться разговора, но могут избегать его, поскольку так им будет проще. Например, при отправке «обязательного» поздравительного SMS вам не придется демонстрировать воодушевление, которое вы, возможно, не ощущаете. Отправка сообщения коллеге с вопросом о времени начала корпоратива означает, что не нужно будет интересоваться, как у него дела и получить на свой вопрос ответ, что еще хуже.
Текстовые сообщения в некоторых ситуациях чрезвычайно важны, и даже заядлые приверженцы телефонного разговора не рекомендуют полностью избегать их. Оптимальным решением станет их совмещение: с кем-то общаться в социальных сетях и посредством Skype, а с кем-то встречаться и звонить.